В РАМКАХ МАКАРИЕВСКИХ ЧТЕНИЙ

27 октября 2019

В РАМКАХ МАКАРИЕВСКИХ ЧТЕНИЙ

"С БОЖЬЕЙ ПОМОЩЬЮ! ПРАВОСЛАВИЕ И ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА":

В ЧИТАЛЬНОМ ЗАЛЕ КАРГАСОКСКОЙ БИБЛИОТЕКИ ПРОШЛА ПРЕМЬЕРА УСТНОГО ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ БЫЛ ПОДГОТОВЛЕН В РАМКАХ МАКАРИЕВСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЧТЕНИЙ И ПРИУРОЧЕН К ДНЮ ПАМЯТИ ЖЕРТВ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ И ДНЮ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА.

ПЕРВЫМИ СЛУШАТЕЛЯМИ УСТНОГО ЖУРНАЛА СТАЛИ ПРИХОЖАНЕ И ДУХОВЕНСТВО КАРГАСОКСКОГО ХРАМА СПАСА НЕРУКОТВОРНОГО, А ТАКЖЕ УЧАЩИЕСЯ И ПРЕПОДАВАТЕЛИ ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЫ.

Устный журнал состоит из нескольких тематических разделов, и начинается с вводной части - краткого экскурса в историю событий, предшествующих Великой Отечественной войне. Красный террор 20-х и репрессии 30-40-х обесковили русское православие:  уничтожались и  закрывались храмы и монастыри, разграблялось церковное имущество, тысячи священнослужителей погибли или томились в тюрьмах и ссылках. Гитлеровцы, планируя нападение на нашу страну, очень рассчитывали на лояльность униженной большевиками Русской православной церкви - и просчитались. "Идет война народная, священная война" - это не красивая фраза из песни, а реальность тех суровых лет, когда на защиту державы встал весь народ, от мала до велика. И даже те, кто поначалу поверил фашистской пропаганде, очень быстро убедились, что захватчики не собираются щадить ни наших людей, ни наших святынь.

С первых дней войны Русская православная церковь была со своим народом - верующими и духовенством собирались средства для фонда обороны, сотни священнослужителей взяли в руки оружие, воевали на фронте и в партизанских отрядах, помогали подпольщикам, укрывали евреев и красноармейцев. Подвигу православного духовенства на фронте и в тылу посвящен раздел "С крестом на груди, с оружием в руках".

Многие монастыри в годы войны стали госпиталями - об этом идет речь в следующем разделе устного журнала, который называется "Спасая и исцеляя". А еще об архиепископе Луке Войно-Ясенецком,великом хирурге, ученом, единственном священнике - лауреате Сталинской премии. Кстати, часть его биографии связана с Томском - будучи в ссылке, в 1940 году он работал над своими научными трудами в Томской библиотеке.

Нашим земляком был и старший пономарь храма Александра Невского  города Новосибирска Анатолий Михеев - в прошлом  житель Каргаска, спецпереселенец, он семнадцатилетним мальчишкой весной 1944 добился отправки на фронт добровольцем, воевал на Западном фронте, войну окончил в Японии, награжден орденами и медалями. Его история иллюстрирует раздел "К вере - через войну".

Программа прошла в канун Дня народного единства, 4 ноября, который православная церковь отмечает еще и как день Казанской Божьей матери. Богородица всегда считалась небесной покровительницей русского воинства. В отечественной истории немало случаев, когда чудотворные иконы помогали нашему народу одолеть неприятеля  в казалось бы безнадежных ситуациях. "И даже иконы сражались!" - свидетельства того, как и в самые тяжелые дни обороны Москвы, блокады Ленинграда, Сталинградского сражения бесценные реликвии покидали пределы церковных алтарей, чтобы образ Божьей матери укрепил силы защитников сражающихся городов.

Все долгие годы войны Победу приближала народная молитва - в монастырях и храмах, дома в тылу перед  сбереженными в годы безбожия дедовскими иконами, под бомбежками в горящих городах, под пулями и снарядами на фронте. "Великая сила молитвы" - этот последний раздел устного журнала завершается стихотворением поэта-земляка, сына репрессированного священнослужителя Никона Сочихина:

Был неба край зарей закапан.
Поземка жесткая мела.
А мать молилась. И на запад
Знаменье крестное клала.
Я за подол ее держался.
Хотелось плакать – и не мог.
И сердце билось –сжалься,  сжалься,
Над  ним,  над  нами,  ты же – Бог!
И очень холодно и строго
Смотрел сходящий в ночь закат.
А мы просили так немного –
Чтоб  воротился в дом солдат.